Эмблема Приволжского центра оздоровительного питания
eXTReMe Tracker
     Новости
     Услуги
     Документы
     Информация
     Отдел Продаж
     Конференция
     Центры
     Курсы
     Статьи - популярно
     НАДиН
     О Программе
     О Центре
     Форум RFF
     Контакты

Постановление зарегистрировано Министерством Юстиции Российской Федерации (Регистрационный № 8190) 04 сентября 2006 года

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИП О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 30 от 31.08.2006

Об организации питания детей
в общеобразовательных учреждениях

    Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания в общеобразовательных учреждениях за период 2005-2006 учебный год, установил.
    Анализ организации горячего питания школьников показывает, что питание учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации остается крайне неудовлетворительным.
    Охват учащихся горячим питанием в текущем учебном году составил, в среднем 63%, в 5-11 классах - 52,7% при этом в начальных классах - 79,5%,.
    Только 25% школьников получают горячую пищу 2 раза в день (завтрак и обед).
    Наиболее неблагополучная ситуация на протяжении ряда лет складывается в Республике Дагестан, где только 5% учащихся получают горячее питание, в Кабардино-Балкарской Республике - 34%, Астраханской области - 42%, Хабаровском крае - 52,5%, Ярославской области - 57,8%.
    При наличии групп продленного дня и длительном пребывании детей в образовательных учреждениях не организованы полдники в Свердловской, Липецкой, Новосибирской, Тверской, Омской, Брянской, Курской областях, Еврейской АО и других субъектах Российской Федерации.
    В ряде территорий отмечается тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией, имеющей несбалансированный состав и высокую калорийность (Тульская область, Алтайский край, Республика Бурятия и др.).
    Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, превалирует углеводистая модель питания, используются приемы уменьшения объема и веса блюд.
    В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам питания (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам), отмечалось занижение веса порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов в Чукотском АО, Чувашской Республике, Хабаровском крае, Курганской, Липецкой, Камчатской, Брянской, Магаданской областях.
    Отмечается занижение объема порций мясных и рыбных блюд, гарниров.
    Не соответствие готовых блюд по калорийности и полноте вложений в Хабаровском крае - 31%, Пермском крае - 20,3%, Архангельской области - 47%, Новосибирской области - 31,3%, Удмуртской Республике на 13,9%, Республике Саха (Якутия) - 14%, Республике Татарстан - 15% и др.
    Количество неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям в Удмуртской Республике - 6,5%, в Хабаровском крае - 8,4%, в Хабаровском крае - 6,1%, Республика Саха (Якутия) - 7,7%, Архангельской области - 7%, при среднероссийском показателе - 2,26%.
    В большинстве сельских школ рационы характеризуются несбалансированностью, использованием ограниченного набора продуктов.
    В рационах питания сельских школьников используется продукция приусадебных хозяйств (Тамбовская, Удмуртская Республика, Ставропольский край и др.), однако, только часть школ проводит лабораторный контроль за качеством выращенной продукции, не во всех школах имеются условия для ее хранения.
    Одним из главных негативных моментов в организации питания является недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней.
    Средняя стоимость завтрака в сельских районах составляет 3-5 рублей, в городах 5-7 рублей.
    Обед - в сельских районах - 10-15 рублей, в городах - 20-25 рублей.
    Из федерального бюджета выделяется финансирование на питание только детям, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Рязанская области), и ряду дотационных территорий.
    Вместе с тем, из местных бюджетов выделяются средства на организацию питания в основном, только для детей из малообеспеченных и многодетных семей (Калининградская, Саратовская, Тамбовская, Ярославская, Самарская области и др.).
    Практически во всех территориях практикуется использование средств родителей для оплаты горячего питания учащихся (Еврейский АО, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Хакасия, Амурская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Самарская области и др.).
    В большинстве регионов меры, проводимые органами исполнительной власти, не обеспечивают охвата горячим питанием всех возрастных групп учащихся.
    При этом, в Чукотском АО, Корякском АО, в Хабаровском крае, Ульяновской, Тюменской, Архангельской, Астраханской, Московской областях даже не разработаны или не приняты специальные программы, касающиеся обеспечения школьников горячим питанием.
    Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность технологического и холодильного оборудования, его своевременный ремонт и замена.
    Так, 15% столовых в Удмуртской Республике требуют капитального ремонта, в Саратовской области износ оборудования более 80% - в 33% школ.
    Кроме того, закрытие организаций общественного питания, на базе которых осуществлялось приготовление полуфабрикатов для школьных столовых, приводит к тому, что столовые-доготовочные школ работают на сырье, без необходимых условий для соблюдения технологии приготовления пищи в Приморском крае, г Санкт-Петербурге.
    При этом в 12% образовательных учреждений Российской Федерации нет пищеблоков.
    Отсутствие у работников пищеблоков ряда общеобразовательных учреждений достаточной подготовки и случаи приема на работу лиц, страдающих хроническими заболеваниями, повлекли нарушения технологии приготовления блюд и возникновение пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.
    Так, в 2005-2006 учебном году зарегистрировано 11 вспышек инфекционных заболеваний, при этом количество пострадавших достигло 386 человек.
    Крупные вспышки дизентерии в 2005-2006 учебном году возникли среди учащихся лицея "Лидер" г. Волгограда, в результате употребления недоброкачественных готовых блюд заболело 142 учащихся, в Республике Чувашия в Вурнаранской школе №1 в результате нарушения технологии приготовления пищи и несоответствия пищеблока санитарным нормам пострадало 135 детей.
    На пищеблоках отмечены серьезные нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, способствовавших инфицированию готовых блюд.
    В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и сохранения их здоровья на территории Российской Федерации на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Cобрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст.482)
        ПОСТАНОВЛЯЮ:
    1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
    1.1. Принять дополнительные меры, направленные на обеспечение школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотреть выделение необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных групп, посещающих общеобразовательные учреждения, а также на оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием.
    1.2. Рассмотреть вопрос о восстановлении льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов (включая, старшие) и по организации горячего питания для учащихся.
    2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
    2.1. Провести проверку организации питания детей в общеобразовательных учреждениях, обращая особое внимание на работу пищеблоков, качество и безопасность пищевых продуктов, их пищевую ценность, в том числе использование пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами.
    При проведении проверки осуществляется контроль выполнения требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также выполнения предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
    По результатам проверки должностным лицом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
    2.2. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации проанализировать рационы питания по сбалансированности, материально-техническое состояние пищеблоков образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев их реконструкцию и обеспечение необходимым оборудованием и внести на рассмотрение в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по:
    2.2.1. Оптимизации питания;
    2.2.2. Улучшению материально-технической базы пищеблоков;
    2.3. Представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием питания в общеобразовательных учреждениях в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.05.2007.
    3. Рекомендовать Минобрнауки России:
    3.1. Представить в Правительство Российской Федерации предложения по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов.
    3.2. Оптимизировать рационы питания детей и, в первую очередь, пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
    3.3. Внедрить в практику организации питания общеобразовательных учреждений реализацию молока и продуктов, сбалансированных по составу и обогащенных витаминами и комплексами минеральных веществ через автоматы по реализации штучных товаров.
    3.4. Разработать программы по обучению детей принципам здорового питания.
    4. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за условиями обучения и организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
    5. Считать утратившим силу постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.07.2006 г. № 18 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях".
    6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации                Г. Г. Онищенко

Назад

© 2004-2018 ПФЦОП, design and hosting by 2A Group