Диагностика и лечение - обязательные условия для скорейшего выздоровления организма
В рамках реализации постановлений Правительства Российской Федерации №917 от 10.08.1998г. "О концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года", №426 от 01.06.2002 г. "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге", № 1119 от 05.10.1999г. "О мерах по профилактике заболеваний,связанных с дефицитом йода" и приказов Минздрава России № 444 от 14.12.1999 г. "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов" и № 234 от 22.07.2002 г. "О дальнейшем развитии и совершенствовании работы по ведению социально-гигиени- ческого мониторинга" Институтом питания РАМН совместно с Роспотребнадзором Мин- здравсоцразвития организован мониторинг .и проводятся широкомасштабные эпидеми- ологические исследования структуры питания различных групп населения, в том числе детей школьного возраста.
Результаты этих исследований свидетельствуют о значительные нарушениях в структуре питания школьников, выраженных в разной степени в отдельных субъектах Федерации. К этим нарушениям относятся: избыточное потребление животных жиров, дефицит полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов (железа, йода, фтора, цинка), недостаточное потребление пищевых волокон, а также дефицит белков животного происхождения.
Следствием этого является широкое распространение среди российских школьников таких алиментарно-зависимых заболеваний, как кариес, связанный с дефицитом фтора (в питьевой воде) и кальция; анемия, обусловленная в первую очередь дефицитом . железа, а также других нутриентов, участвующих в синтезе гемоглобина (меди, витаминов А, С, В6, белка), гипотиреоз, возникающий при дефиците йода; остеопороз, связанный с дефицитом кальция; снижение иммунного ответа, одной из причин которого может служить дефицит витаминов А, Е, С, микроэлементов - цинка и селена.
Указанные нарушения в питании детей ; школьного возраста играют существенную роль и в прогрессивном росте желудочно-кишечных заболеваний (язвенной болезни желудка, дуоденитов и др.) с 6544,5 случаев на 100 000 детей в возрасте до 14 лет в 1999 г. до 8517,2 случаев на 100 000 детей в возрасте до 14 лет в 2002 г., которые в настоящее время стали занимать уже ведущее место в структуре заболеваемости у школьников. В развитии этой группы заболеваний важную роль играют нарушения в режиме питания (связанные, в частности, с невозможностью получать горячее питание в школе) и его качестве (включение в состав школьных рационов специй, бульонов, колбасных изделий недостаточно высокого качества, кулинарных жиров и др.). Более того, у части детей (от 2 до 7% по отдельным субъектам РФ) клинически выявляется недостаточность питания, требующая незамедлительных мер по ее устранению.
Существенное место в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в школе. Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения. Особое значение приобрело правильное школьное питание в последние годы с учетом того, что дети проводят все больше времени в школе, причем процесс обучения носит весьма интенсивный характер, а также принимая во внимание низкий социально-экономический уровень многих семей, не способных обеспечить детей адекватным питанием дома.
Вместе с тем анализ организации питания детей в школьных учреждениях России указывает на существенные недостатки:
- нарушения в составлении меню, сопряженные с нарушением пищевой ценности рационов; нарушения режима питания; недостаточный охват горячим питанием, особенно школьников средних и старших классов; ограниченный ассортимент продуктов питания в школьных буфетах; неудовлетворительные органолептические показатели блюд;
- низкая квалификация персонала пищеблоков;
- неудовлетворительная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием и кухонным инвентарем;
- недостаточное число посадочных мест в школьных столовых.
Указанные недостатки в организации школьного питания приводят к существенным нарушениям в фактическом потреблении отдельных продуктов и нутриентов и в структуре рационов питания школьников.
К наиболее распространенным недостаткам фактических среднесуточных наборов продуктов и фактических рационов школьного питания относятся:
- недостаточное использование в питании рыбы, кисломолочных продуктов, растительных масел, овощей, фруктов, что, в свою очередь, ведет к недостаточному содержанию в рационе ПНЖК, в особенности семейства омега-3, пищевых волокон, микронутриентов: витаминов (особенно С, В2, А и р-каротина), кальция, железа, йода, цинка;
- избыточное содержание соли, специй, сахаров;
- использование в рационах пищевых жиров низкого качества.
Анализ системы организации школьного питания показывает, что в обычных школах обязательное горячее питание (завтрак) получают только учащиеся начальных классов, а двухразовое горячее питание - дети из социально незащищенных семей; другие ученики (с 5-го по 11-й класс) получают только экспресс-завтраки или не получают питания в школе вовсе (для них предусмотрены денежные выплаты на сумму экспресс-завтрака).
В то же время в последние годы все большее распространение получают школы, "содействующие здоровью", в которых предусмотрено двухразовое горячее питание для всех учащихся с 1 -го по 11 -и класс.
Заслуживает внимания опыт организации школьного питания в г. Москве, где в настоящее время существует несколько современных форм организации школьного питания.
Во-первых, по типу столовой-доготовоч-ной, когда с комбината школьного питания (КШП) в школьную столовую поступают продукты или полуфабрикаты, из которых на пищеблоке школы готовят различные блюда. Преимуществами данной формы организации питания является отсутствие этапа транспортировки готовых блюд и поступление пищи к ребенку непосредственно после ее приготовления.
Во-вторых, организация питания по типу буфета-раздаточной, когда с КШП в школу поступают готовые блюда, которые раздаются ученикам в условиях школьного буфета. Достоинство данного типа организации питания является возможность организации горячего питания в школах с небольшой численностью детей, где нет помещении для размещения производственных цехов (как в случае столовых-доготовочных). Однако недостатком является наличие этапа транспортировки, а также риск несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к безопасности приготовления и транспортировке пищи.
В-третьих, организация питания по типу бортового питания, при котором на специализированном предприятии школьного питания происходит приготовление блюд, их упаковка в индивидуальную тару, глубокое охлаждение, и уже далее в условиях школьных буфетов происходит разогрев блюд в СВЧ-печах или духовых шкафах. Бортовой тип питания обеспечивает эпидемическую безопасность пищи и предусматривает индивидуальную упаковку блюд и использование одноразовой посуды. Значительный интерес представляет, наконец, организация питания в школах, "содействующих здоровью", в которых двухразовое горячее питание в школе получают все учащиеся.
Научные исследования ГУ НИИ питания РАМН свидетельствуют, что состояние здоровья школьников может в определенной мере зависеть от особенностей организации питания в школах. Так, частота распространения алиментарно-зависимои патологии (учету подлежали заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ и расстройства питания, кожные проявления пищевой аллергии) учащихся общеобразовательных школ г. Москвы, у которых данная патология развилась за время обучения в школе, составила: в школах с буфетами-раздаточными и бортовым питанием - 5,4% учащихся, в школах со столовыми-доготовочными - 2% детей, для учащихся "школ здоровья" с буфетами-раздаточными - 4%, у учащихся 5-х классов "школ здоровья" со столовой-доготовочной случаев развития за время обучения в школе алиментарно-зависимои патологии не зарегистрировано вовсе.
В последние годы все большую популярность приобретают школьные буфеты, которыми пользуются в основном старшеклассники. В этих условиях чрезвычайно важно, чтобы старшеклассники получали через школьные буфеты такие продукты и блюда, которые могли хотя бы частично удовлетворять их физиологические потребности в основных пищевых веществах, особенно незаменимых. В то же время ассортимент продуктов школьных буфетов не соответствует требованиям, предъявляемым к ним. Так, изучение ассортимента школьных буфетов 16 муниципальных школ г. Москвы, проведенное в 2002 г., показало, что в обследованных школьных буфетах он представлен в первую очередь кондитерскими изделиями (выпечкой, шоколадными батончиками, шоколадом и конфетами, в том числе сосательными и жевательными и т.д.). В то же время ассортимент и частота встречаемости молочных продуктов, овощных салатов и фруктов являются явно недостаточными. Неудовлетворительной является ситуация по обеспечению школьных буфетов витаминизированными продуктами, в частности напитками. При этом ассортимент продукции, представленный в школьных буфетах обследованных образовательных учреждений г. Москвы, не соответствует рекомендуемому ассортименту пищевых продуктов для школьных буфетов, находящемуся в настоящее время на утверждении в Минздравсоцразвития РФ.
Следует особо подчеркнуть, что в самое последнее время в ряде регионов фактически прекращена организация горячего питания в школах.
В соответствии с основными направлениями "Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ до 2005 г." ГУ НИИ питания РАМН разработал для представления в Правительство РФ следующие предложения по улучшению состояния питания школьников.
Меры по совершенствованию государственного регулирования и улучшению финансово-экономического обеспечения школьного питания
На федеральном уровне:
1. Подготовить и внести в Государственную думу и Совет Федерации РФ проект дополнения к закону РФ "Об образовании", касающийся вопросов организации школьного питания.
2. Подготовить и представить в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ "Об улучшении состояния питания школьников", предусматривающий:
- увеличение ассигнований из средств федерального и регионального бюджета для организации бесплатного и льготного питания учащихся общеобразовательных школ;
- разработку системы обеспечения по медицинским показаниям адресной помощи основными продуктами питания детей из малообеспеченных семей с проявлениями симптомов недостаточности питания, дифференцированную в зависимости от ее степени и состояния здоровья школьников;
- увеличение натуральных норм питания (рекомендуемых среднесуточных наборов продуктов) для различных видов государственных общеобразовательных учреждений, включая школы-интернаты, детские дома, летние оздоровительные, санаторные, трудовые, городские лагеря, спортивные школы;
- повышение заработной платы работникам школьных пищеблоков;
- утверждение обязательного перечня холодильного и технологического оборудования для пищеблоков школьно-базовых столовых, общеобразовательных школ, школ-интернатов;
- меры по разработке, созданию и промышленному выпуску продуктов с повышенной пищевой ценностью, обогащенных эссенциальными мик-ронутриентами для питания школьников
(Минэкономразвития РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Минфин РФ, Минздравсоцразвития РФ, Министерство образования и науки РФ, РАМН, РАО).
На уровне субъектов Федерации:
1. Принятие местных законодательных актов по обеспечению бесплатным и льготным питанием учащихся образовательных школ; предоставлению налоговых льгот для предприятий, организующих питание в школьных учреждениях; обеспечению школьных учреждений продуктами питания на льготных условиях; организации адресной помощи продуктами питания школьников по медицинским показаниям.
2. Выделение из местных бюджетов средств для обеспечения школьных пищеблоков необходимым технологическим, холодильным оборудованием и инвентарем.
3. Разработка и реализация региональных программ по улучшению школьного питания (администрации субъектов Федерации; Управления здравоохранения и образования в субъектах Федерации).
Меры по улучшению санитарно-гигиенического и медицинского обеспечения и контроля школьного питания
На федеральном уровне:
1. Утверждение типовых среднесуточных наборов продуктов и примерных меню школьных завтраков и обедов для различных типов общеобразовательных учреждений, включая:
- средние школы;
- школы-интернаты;
- летние оздоровительные, санаторные, трудовые и городские лагеря;
- лицеи, гимназии;
- спортивные школы;
- ПТУ
2. Утверждение Программы мониторинга питания и физического развития школьников в РФ (Минздравсоцразвития РФ, Министерство образования и науки РФ).
На уровне субъектов Федерации:
1. Разработка и утверждение наборов продуктов и меню горячих завтраков и обедов для различных школьных учреждений региона с учетом местных особенностей питания и быта населения.
2. Разработка и утверждение критериев и методов оценки пищевого статуса и включение оценки пищевого статуса в стандарты медицинского обслуживание школьников.
3. Разработка и реализация программ адресной помощи школьникам продуктами питания по медицинским показаниям.
4. Разработка и реализация региональных программ профилактики дефицита микронутриентов у школьников, предусматривающих широкое использование в питании школьников продуктов, обогащенных важнейшими микронутриентами (ПНЖК, пищевыми волокнами, витаминами, кальцием, железом, йодом и др.), разработка и внедрение в повседневную фактику обязательной витаминизации школьников с использованием различных витаминно-минеральных комплексов и (или) применения премиксов для обогащения блюд.
5. Осуществление текущего надзора за соблюдением утвержденных наборов продуктов и меню для школ и других типов школьных учреждений.
6. Оптимизация режима питания (горячих завтраков и обедов) в школах.
7. Утверждение рекомендуемого ассортимента школьных буфетов с учетом местных условий и постоянный надзор за его исполнением.
8. Осуществление мониторинга питания и физического развития школьников (органы Роспотребнадзора РФ и Управления образованием в субъектах Федерации).
Обучение основам рационального питания
На федеральном уровне:
1. Разработка и реализация федеральной программы обучения работников органов образования, учителей, учащихся и их родителей основам рационального питания, предусматривающей выделение специального времени на Центральном радио и телевидении, а также специальных разделов в центральной печати, посвященных основам правильного питания школьников.
2. Разработка и утверждение разделов по рациональному питанию в программах обучения студентов в вузах педагогического, медицинского и технологического профиля.
3. Массовый выпуск буклетов, брошюр и памяток по правильному питанию школьников
(Минздравсоцразвития РФ, Министерство образования и науки РФ, РАМН, РАО).
На уровне субъектов Федерации:
1. Реализация программ обучения населения основам рационального питания с использованием местных СМИ, организация специальных рубрик, посвященных вопросам правильного питания школьников, в местных радио- и телепередачах, газетах, журналах; выпуск аудио и видеоматериалов по вопросам рационального питания (Администрация субъектов Федерации, органы Роспотребнадзора в субъектах Федерации).
Научное обеспечение
Научное обоснование принципов организации школьного питания в современных условиях включает:
- научное обоснование и разработку типовых школьных завтраков и обедов и среднесуточных наборов продуктов для различных школьных учреждений;
- научное обоснование рекомендаций по питанию школьников, занимающихся различными видами спорта, и учащихся ПТУ;
- разработку методических рекомендаций и учебных пособий по организации питания в различных типах школьных учреждений;
- разработку программы мониторинга питания и физического развития школьников в РФ;
- разработку учебных пособий, методических рекомендаций, буклетов по обучению населения основам правильного питания школьников (Минздравсоцразвития РФ, РАМН, РАО).
Виктор ТУТЕЛЬЯН, Игорь КОНЬ, Отраслевое питание, N1, 2006 г.
|