Полноценное питание детей в школах 10 10 1697
Полноценное питание детей в школах
Кучма Владислав Ремирович - доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
Мосов Андрей Владимирович - научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук.
Горелова Жанетта Юрьевна - доктор медицинских наук, руководитель лаборатории эпидемиологии питания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.
Неполноценное питание и тем более голодание детей недопустимо, все это влияет на здоровье и рост, сказывается на способности к обучению. Большинство подростков страдают хроническими заболеваниями пищеварительной, кроветворной, костно-мышечной, эндокринной систем, связанными с алиментарными факторами. В условиях современного обучения с интенсивными интеллектуальными нагрузками требования к удовлетворению физиологических потребностей для обеспечения роста, развития и полового созревания с каждым годом возрастают. Поэтому полноценное питание детей школьного возраста - первостепенная задача, зависящая как от родителей, так и от учреждений здравоохранения, госсанэпиднадзора, предприятий пищевой промышленности, научных центров.
В структуре заболеваний органов пищеварения преобладающими являются гастрит и дуоденит (около 30%). Заболеваемость алиментарно-зависимыми заболеваниями, в частности болезнями крови, среди которых 90% составляет анемия, также увеличивается из года в год.
Анализ рационов питания 3000 подростков в ряде образовательных учреждений г. Москвы показывает, что, несмотря на увеличение расходов на питание учащихся, несбалансированность рационов остается одной из серьезных проблем. По-прежнему недостаточно потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких, как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, яйца, растительное масло, фрукты и овощи, при избыточном потреблении хлеба и картофеля.
Для отмечаемой несбалансированности рационов питания учащихся характерны дефицит витаминов и других микронутриентов, преобладание в рационе углеводно-жирового компонента, недостаток белков с высокой биологической ценностью (животного белка), преобладание в рационе животных жиров и недостаток полиненасыщенных жирных кислот, избыток простых углеводов (сахаров), недостаточное количество пищевых волокон.
По результатам проведенных исследований у детей дошкольного и школьного возраста наблюдается недостаток витамина С, обеспеченности витаминами В1, В2, В6, фолиевой кислотой, А, Е и каротином.
Обобщение данных, базирующихся на клинико-биохимических обследованиях, позволяет охарактеризовать ситуацию с обеспечением детского населения витаминами следующим образом:
- выявляемый дефицит затрагивает не какой-либо один витамин, а имеет характер сочетанной недостаточности витаминов группы В, C и каротина, т.е. является полигиповитаминозом;
- дефицит витаминов обнаруживается не только весной, но и в летне-осенний, казалось бы, наиболее благоприятный период года и, таким образом, является постоянно действующим неблагоприятным фактором;
- у значительной части детей поливитаминный дефицит сочетается, как правило, с дефицитом железа, что является причиной широкого распространения скрытых и явных форм витаминно-железодефицитной анемии;
- поливитаминный дефицит сочетается с недостаточным поступлением йода, селена, кальция, фтора и ряда других макрои микроэлементов;
- дефицит микронутриентов выявляется во всех возрастных группах детей и подростков независимо от уровня достатка их семей и вида образовательных учреждений, которые они посещают.
Таким образом, недостаточное потребление микронутриентов для ряда регионов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье, рост и физическое развитие детей и подростков.
Недостаточное поступление микронутриентов с пищей - общая проблема всех цивилизованных стран, о чем свидетельствует "Декларация по питанию", принятая на Международной конференции Всемирной организации здравоохранения в 1992 г. в Риме. Декларация указывает на широкое распространение дефицита микронутриентов как на важнейшую проблему в области питания не только развивающихся, но и развитых стран и подчеркивает необходимость широкомасштабных мер на государственных и региональных уровнях для эффективной его коррекции.
Учитывая крайне неблагоприятные последствия дефицита белка, микронутриентов, других пищевых
веществ для здоровья детского и взрослого населения России, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 года № 917 была одобрена "Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года". В соответствии с этой концепцией приоритетной задачей в области питания являлась ликвидация дефицита белков, микронуриентов, витаминов, макро- и микроэлементов (железа, кальция, йода и др.), наносящего серьезный ущерб здоровью населения и в особенности детей и подростков.
Одним из подходов к устранению дефицита указанных пищевых веществ в питании населения является широкое использование пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми пищевыми веществами (витаминами, минералами, пре- и пробиотиками).
К продуктам повышенной пищевой и биологической ценности, используемым московскими школьниками, относятся:
- молочные продукты, хлебобулочные изделия и др. продукты, обогащенные витаминно-минеральными смесями "Валетек", "Элевит" и др;
- поваренная соль, обогащенная йодатом калия, продукты (хлебобулочные, молочные), обогащенные йодказеином;
- растворимые витаминные напитки "Золотой шар", "Цедевита";
- кисломолочные напитки, обогащенные культурами пробиотических микроорганизмов;
- специализированные колбасные изделия и мясные полуфабрикаты для школьного питания (по ТД, разработанной ВНИИ мясной промышленности);
- продукты с добавлением изолированного соевого белка.
Все категории учащихся образовательных учреждений нуждаются в организации дополнительного или промежуточного питания.
То есть в достаточном ассортименте должна быть налажена реализация буфетной продукции. Вместе с тем анализ ассортимента пищевых продуктов, имеющихся в свободной продаже в столовых и буфетах образовательных учреждений, показывает, что по-прежнему преобладают кондитерские изделия и напитки с низкой пищевой ценностью. Ассортимент буфетной продукции крайне ограничен и не соответствует гигиеническим рекомендациям (чипсы - 27%, булочки - 27%, конфеты - 21%, газированная вода - 18%). Такая ситуация во многом обусловлена недостаточной грамотностью в вопросах питания администрации и персонала предприятий школьного питания.
Основная задача при формировании ассортимента пищевых продуктов - обеспечение детей и подростков пищевыми продуктами, соответствующими возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии (см. таблицу), принципам рационального, сбалансированного, здорового питания, требованиям качества, безопасности и пищевой ценности, а также создание условий для оптимального физического развития детей и подростков, предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Общая ответственность за формирование ассортимента пищевых продуктов для учащихся возлагается на руководителей учреждений.
Все это требует высокого уровня профессиональных знаний. Поэтому серьезное внимание должно быть уделено последипломной подготовке врачей по гигиене питания.
В настоящее время назрела необходимость разработки и распространения среди специалистов новой нормативной документации, методических рекомендаций, указаний, учебных пособий, проведения образовательных циклов лекций для получения более глубоких знаний по гигиене питания.
Научным центром здоровья детей РАМН при участии ЦГСЭН и Комитета образования г. Москвы разработаны и утверждены Межведомственным научным советом по педиатрии и по гигиене и охране здоровья детей и подростков методические рекомендации "Ассортимент и условия реализации пищевых продуктов, предназначенных для дополнительного питания учащихся образовательных учреждений". Совместно с Институтом питания РАМН и ЦГСЭН в г. Москве разработаны методические рекомендации "Формирование рациона питания подростков и детей школьного возраста в организованных коллективах с использованием пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности".