Эмблема Приволжского центра оздоровительного питания
eXTReMe Tracker
     Новости
     Услуги
     Документы
     Информация
     Отдел Продаж
     Конференция
     Центры
     Курсы
     Статьи - популярно
     НАДиН
     О Программе
     О Центре
     Форум RFF
     Контакты

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИM

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 10 августа 1998 г. № 917

г. Москва

О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.

    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Одобрить Концепцию государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года (прилагается).
    2. Утвердить прилагаемый план мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.
    3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении социально-экономической политики учитывать положения Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации 

С. Кириенко



ОДОБРЕНА                                 
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 10 августа 1998 г. № 917                  

КОНЦЕПЦИЯ
государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года

    Под государственной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки.

    1. Характеристика состояния в области здорового питания населения
    Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
    Вместе с тем в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями. Продолжительность жизни населения в России значительно меньше, чем в большинстве развитых странах СНГ. Увеличение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, в определенной степени, связано с питанием. У большинства населения России выявлены нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением.
    Вследствие нарушения рационального питания снижается уровень грудного вскармливания, ухудшаются показатели здоровья и антропометрические характеристики детей.
    Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как кризисным состоянием производства продовольственного сырья и пищевых продуктов и резким снижением покупательной способности большей части населения страны. Остро стоит проблема качества пищевых продуктов продовольственного сырья. Весьма низок уровень образования населения в вопросах здорового, рационального питания. В стране нет единой государственной политики в области здорового питания.
    Исходя из значимости здоровья нации для развития и безопасности страны и важности рационального питания подрастающего поколения для будущего России, а также из необходимости принятия срочных мер по повышению уровня самообеспечения страны продуктами питания определены цели, задачи и этапы реализации государственной политики в области здорового питания.

    2. Цели, задачи и этапы реализации государственной политики
    Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.
    Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:
      - производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;
      - доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;
      - высокое качество и безопасность пищевых продуктов;
      - пропаганду среди населения принципов рационального, здорового питания;
      - постоянный контроль за состоянием питания населения.
    На первом этапе реализации Концепции (1998-1999 годы) совершенствуется нормативная база в сфере производства и реализации пищевых продуктов, определяется уровень дефицита пищевых веществ, создаются методические рекомендации по разработке региональных программ здорового питания.
    В качестве неотложных мер по реализации Концепции, осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения доли продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе на 20-30 процентов продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, на 30-40 процентов свежих овощей и фруктов, расширения применения биологически активных добавок.
    Одновременно реализуются мероприятия по приведению в соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с учетом рекомендаций международных организаций (Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная продовольственная организация).
    На втором этапе (2000-2002 годы) будет увеличено производство витаминов, биологически активных добавок к пище и других микроэлементов и разработана система экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья пищевой продукции, витаминов и других микронутриентов. Субъектами Российской Федерации реализуются программы преодоления дефицита основных пищевых веществ и продуктов.
    В научной сфере проводятся фундаментальные, комплексные и междисциплинарные исследования в области науки о питании и смежных областях, в том числе по уточнению потребностей человека в пищевых веществах и энергии, защитных свойств пищи, выполняются прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новейших технологий производства, переработки, хранения и транспортирования продовольственного сырья и пищевых продуктов.
    На третьем этапе (2003-2005 годы) предусматривается совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства, формирование системы адресной помощи малоимущим слоям населения, преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья нации, улучшение структуры потребления пищевых продуктов, в том числе обогащенных витаминами, микроэлементами, биологически активными добавками, стабилизация и снижение частоты заболеваний, обусловленных недостаточным потреблением пищевых веществ, улучшение антропометрических показателей детей и подростков, снижение распространенности анемии среди детей раннего возраста, женщин детородного возраста и беременных, преодоление последствий дефицита фтора и йода.
    В последующий период будет стабилизироваться производство и потребление основных видов пищевых продуктов, витаминов и биологически активных добавок на основе укрепления экономики страны, повышения покупательной способности и культуры питания населения, создания новых, научно обоснованных рецептур продуктов для различных социальных и возрастных групп населения.

    3. Основные принципы государственной политики в области здорового питания
    Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:
    а) здоровье человека - важнейший приоритет государства;
    б) пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека;
    в) питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;
    г) рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства;
    д) питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.
    Государственная политика в области здорового питания населения строится на основе постоянного наблюдения за состоянием питания, здоровья и прогнозов развития науки и техники в области производства сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов. Фундаментальные и прикладные научные исследования развиваются опережающими темпами в наиболее перспективных направлениях, расширяют познания человека о его потребностях в пищевых веществах и энергии, о свойствах сырья и продуктов, создают технологическую основу для совершенствования процессов производства продовольствия и являются важнейшим фактором государственной политики.

    4. Основные направления государственной политики в области здорового питания
    Определены следующие направления государственной политики в области здорового питания населения:
    1) в области формирования нормативной базы предусматривается совершенствование этой базы, регулирующей производство, хранение, транспортирование, сбыт, реализацию, качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов, повышающей заинтересованность отечественных предприятий в увеличении объемов производства и повышении качества продовольствия;
    2) в области производства продовольственного сырья необходимо осуществить меры по:
      - развитию интегральных систем ведения земледелия, созданию высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем, обеспечивающих значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
      - проведению исследований в области трансгенных форм растений и животных и созданию на их основе новых сортов и гибридов, пород и линий с высокой устойчивостью к экстремальным условиям среды, обеспечивающих стабильное производство качественного сырья для нужд человека;
      - разработке нового поколения диагностических и лечебных препаратов, борьбы с распространенными болезнями сельскохозяйственных животных, в том числе, и вирусного происхождения;
      - разработке новых технологий и технических средств для увеличения производства сбалансированных кормов для животноводства;
      - выделению экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем, в первую очередь, предприятия по производству детских пищевых продуктов;
      - совершенствованию экономического механизма природопользования, направленного на экологическое оздоровление природной среды сельскохозяйственных угодий;
    3) в области производства пищевых продуктов предусматривается:
    а) совершенствование биотехнологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья, включая:
    получение новых видов пищевых продуктов общего и специального назначения с использованием ферментных препаратов и биологически активных веществ;
    использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности для производства полноценных продуктов питания, высококачественных кормов для животноводства;
    б) создание технологий производства качественно новых пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, соответствующего потребностям организма человека, в том числе:
    продуктов питания массового потребления для различных возрастных групп населения;
    продуктов лечебно-профилактического назначения для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных веществ, в том числе для населения, проживающих в зонах экологически неблагополучных по различным видам загрязнений;
    продуктов питания для военнослужащих и групп населения, находящихся в экстремальных условиях;
    в) создание отечественного производства витаминов, минеральных микроэлементов и других пищевых веществ в объемах, достаточных для обеспечения населения, в частности путем обогащения ими пищевых продуктов массового потребления;
    г) организация крупнотоннажного производства пищевого белка, белковых препаратов, предназначенных для обогащения пищевых продуктов;
    д) совершенствование систем хранения продовольствия на всем пути продвижения сырья и готовой продукции от поля или фермы до потребителя, обеспечивающих сохранение качества и снижение потерь полезной продукции;
    4) в области профилактики алиментарно-зависимых состояний и заболеваний требуется разработка и реализация комплексных программ, обеспечивающих:
    ликвидацию существующего дефицита витаминов, макро- и микроэлементов (железа, кальция, йода, фтора, селена и др.) в первую очередь в экологически неблагополучных регионах;
    профилактику распространенных неинфекционных заболеваний (гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, онкологических заболеваний и др.);
    повышение уровня образования специалистов в области науки о питании, а также населения в вопросах здорового питания с широким привлечением средств массовой информации;
    расширение производства биологически активных добавок к пище;
    5) в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья намечается:
    максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения;
    совершенствование нормативно-методической базы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции;
    осуществление наблюдения за объектами окружающей среды (почва, вода, воздух);
    создание современной инструментальной и аналитической базы контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов;
    6) в области формирования у населения навыков здорового питания предусматриваются меры по:
    ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры питания и разработке программ обучения для специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания, производства и переработки пищевых продуктов;
    созданию образовательных программ для населения;
    внедрению современных компьютерных систем сбора, хранения и обмена информацией, включая использование глобальных сетей;
    созданию информационно-издательских программ;
    7) в области рационализации детского питания намечается решение следующих задач:
    разработка и реализация комплексной программы поддержки грудного вскармливания;
    обеспечение детей раннего возраста специализированными продуктами;
    обеспечение больных детей специализированными продуктами лечебного питания;
    организация в установленном порядке горячего питания детей в учреждениях общего образования;
    8) в области разработки медицинских аспектов здорового питания необходимо предусмотреть следующие меры:
    осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно-зависимых заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения в регионах Российской Федерации;
    уточнение потребностей различных возрастных групп населения в пищевых веществах и энергии, разработка на их основе рекомендаций по питанию;
    подготовка кадров в различных областях науки о питании в учебных заведениях медицинского и пищевого профиля;
    9) в области обеспечения доступности пищевых продуктов для малоимущих слоев населения важно создать систему выявления нуждающихся в адресной помощи и разработать различные виды этой помощи, в том числе продуктами, обогащенными незаменимыми факторами и биологически активными добавками, а также механизм и методические подходы ее реализации.

    5. Механизм реализации государственной политики в области здорового питания
    Основными элементами механизма реализации государственной политики в области здорового питания населения являются следующие:
      - государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      - выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники в сфере производства и потребления продовольствия, формирование федеральных и региональных целевых, научно - технических и других программ, предусматривающих научно-технические и технологические решения по приоритетным проблемам питания, разработку принципиально новых техники и технологий, способных коренным образом повлиять на структурные изменения в сфере производства продовольствия, витаминов и пищевых добавок;
      - опережающее развитие фундаментальных исследований в перспективных направлениях производства и потребления продовольствия;
      - проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания на основе современных требований медицинской науки;
      - совершенствование государственной системы стандартизации и сертификации продовольственного сырья, пищевых продуктов, добавок и производств, приведение ее в соответствие с требованиями международной практики;
      - создание системы анализа и оценки информации о достижениях и тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники в области здорового питания и производства качественных пищевых продуктов и добавок, подготовки прогнозно-аналитических материалов, используемых для формирования и эффективного проведения государственной политики;
      - развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней в области сельскохозяйственного производства, пищевых технологий и гигиены питания.

Назад

© 2004-2022 ПФЦОП, design and hosting by 2A Group